о встречах с Первыми в освоении Космоса
После окончания 3-го факультета Военно-Воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского я получил назначение в авиационный полк. Однако, в том же 1960 году, в связи с сокращением авиасоединений, был демобилизован из Вооружённых сил. Случайная встреча с бывшим военпредом Жестовским Н.И. решила мою трудовую судьбу. По его рекомендации меня приняли на работу в отдельную стендовую лабораторию в НИИ-885 (впоследствии mщ АП), подчинявшуюся Главному Конструктору по системе управления (СУ) ракет Н.А. Пилюгину. Коллектив лаборатории занимался в то время испытаниями, как тогда говорили в целях секретности, «изделий» Р7 и Р9. Под такими условными шифрами значились две новые межконтинентальные баллистические ракеты советской разработки.
Ещё во время учёбы в ВВИА я стажировался в войсковой части на должности начальника машины автономных испытаний СУ ракеты 8ЖЗ 8 (Р2) и участвовал в подготовке и пуске этой ракеты. Знания, полученные в Академии, особенно на кафедре А.А Красовского, где я делал диплом по теме СУ ракеты для истребителя МиГ -21, и на кафедре И.М. Синдеева, где мы изучали аппаратуру СУ баллистической ракеты Р2, помогли мне быстро освоить созданную в НИИ-885 систему управления знаменитой сегодня «семерки» (Р7), использовавшейся для запусков космической техники.
В январе 1961 года я был направлен в в/ч 11284 (сегодня это космодром «Байконур») для испытаний изделий 8К72-ЗКА (Р7). В это время я ещё не знал, что мне придётся участвовать в подготовке и пуске ракеты с первым космонавтом земли Ю.А. Гагариным и впервые удастся увидеть Главного конструктора ОКБ-l С.П. Королёва, которого у нас называли коротко: СП.
ДЛЯ отработки ракетного комплекса Р7 и космического корабля «Восток» были подготовлены и 9-го и 25-го марта 1961 года проведены успешные запуски двух кораблей ЗКА с собаками и с увешанным датчиками: манекеном, прозванным в народе «Иваном Ивановичем».
Интересно отметить, что за несколько дней до запуска второго из этих кораблей я с бригадой наших испытателей проводил на ракете-носителе (РН) с помощью низкочастотного генератора (НГПК) проверку динамических параметров автомата стабилизации (АС) по фигурам Лиссажу, методику которой изучал в ВВИА на кафедре приборов у преподавателя Г.О. Фридлендера. Но не в этом суть. Как раз во время данной работы в зал монтажноиспытательного корпуса (МИКа) вошли шесть молодых офицеров в авиационной форме и небольшого роста плотно сбитый гражданский товарищ. Став спиной к ракете, последний стал что-то объяснять военным. Возникшее любопытство толкнуло нас подойти поближе к этой группе. Неожиданно человек в гражданском обернулся к нам и начал всех отчитывать за нетактичный поступок. Особенно досталось мне. Увидев у меня на пиджаке военный «поплавок», он сказал, что я, видимо, забыл устав, по которому на присутствие или участие необходимо получить разрешение начальства. Пристыженные, все вернулись на свои рабочие места. Чуть позже мы с удивлением узнали, что этот «гражданский» как раз и был Сергеем Павловичем Королёвым. . Главный Конструктор знакомил будущих космонавтов с ракетой, на которой им предстояло лететь в космос. Конечно, мы тут же обменялись между собой возникшими у нас впечатлениями об увиденном. Оказалось, что всем нам больше всего понравился своим открытым, по-мальчишески жизнерадостным выражением лица, стоявший вторым слева старший лейтенант. Как оказалось, это и был Юрий Алексеевич Гагарин.
С 26-го марта до 9-го апреля 1961 года были проведены испытания ракеты, предназначенной для запуска в космос корабля «Восток» уже с космонавтом на борту. Для надёжности проводились проверки с тройным контролем: представителями войсковой части, промышленности и военной приёмки, причём с персональной записью в бортовом журнале каждой операции. 10-го апреля, после установки ракеты на стартовый стол, прошли заключительные генеральные комплексные испытания, положительные результаты которых позволили Государственной комиссии принять решение о запуске космического корабля с человеком на борту.
И вот наступил день, известный теперь всему миру, - 12 апреля 1961 года. Рано утром все испытатели приехали на старт, спустились в пультовую подземного бункера и заняли свои рабочие места. Моё место находилось за пультом тренировки электролитических интеграторов и ввода полётного задания, определявшего время работы ракетных двигателей. После про ведения этой работы, за 15 минут до пуска, в пультовой появились Королёв с.п. И Пилюгин Н.А. К перископам бункера встали заместитель Главного конструктора по испытаниям Воскресенский Л.А. и начальник Управления полигона полковник Кириллов А.С.
Начался набор стартовой готовности на пультах нашей аппаратуры.
После доклада майора Чекунова о готовности к пуску прозвучали команды Кириллова: «Ключ на старт», «Ключ на дренаж», которые включили бортовое питание и закрыли дренажные клапаны ракеты.
По его команде: «Пуск» заработала автоматика системы управления по запуску двигателей центрального и боковых блоков. На нашем пусковом пульте стали последовательно загораться транспаранты: «Зажигание», «Предварительная», «Промежуточная», «Главная», после которых, несмотря на большую глубину залегания бункера, в нём начался такой гул, что заходили цементные плиты под ногами. Затем загорелся транспарант «Подъём», и ракета оторвал ась от стола, а мы, военные и гражданские испытатели, выполнив свою задачу, гурьбой бросились по лестнице наверх, чтобы посмотреть взлёт ракеты.
Стояла отличная солнечная погода. Высоко в небе было видно пять ярких точек от работавших двигателей улетавшей ракеты. Недалеко я увидел Инну Ростокину, единственную женщину, допущенную Королёвым для работы на старте. В глазах у неё стояли слезы - видно сказались переживания за успешность технических испытаний последних дней.
Стартовый стол был непривычно пустым, над ним только клубилась пыль, поднятая запуском ракетных двигателей. Когда стало известно, что корабль с космонавтом Ю.А.Гагариным отделился от носителя и вышел на орбиту, нас на автобусе отвезли на техническую позицию (ТП), где мы собрались возле штаба.
Около полудня из открытого окна здания по радио прозвучало торжественное сообщение диктора Левитана о 108-ми минутном полете гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина вокруг Земли на корабле «Восток» и его благополучном приземлении.
В радостном настроении мы поспешили в гостиницу, где нас ждал стол, накрытый нашими товарищами - испытателями боевой ракеты Р9, с консервной закуской и горячительным напитком «Кровавая Мэри» (томатная паста, разведенная спиртом, - иного не было, на полигоне царил «сухой закон»). «Испытания» за столом прошли без замечаний.
На следующий день все улетели в Москву, а меня руководство оставило выпускать отчёт по испытаниям СУ всех трёх ракет. В Москву я попал лишь 29 апреля, поэтому только по радионовостям мог судить о том, как радостно и восхищённо столица встречала первого космонавта Земли.
Следом за Гагариным, в течение следующих двух лет, Космос штурмовали и другие участники из той шестёрки молодых офицеров, которых Королёв в зале МИКа знакомил с РН - с «боевым конём», вынесшим их в космическую высь.
В последующем, понимая, что для дальнейшей работы в космосе нужны будут ещё и инженерные знания, космонавты во главе с Гагариным Ю.А. поступили и окончили наш 3-ий факультет ВВИА имени профессора Н.Е.Жуковского.
Долгая дорога к Луне
После возвращения в Москву меня вызвал начальник отдела и предложил возглавить группу по сборке и отработке стенда испытаний системы управления (СУ) разработанной С.П. Королёвым 6-ти ступенчатой ракеты 8К78-Е6. Эта ракета должна была доставить к Луне автоматическую станцию и осуществить её мягкую посадку для получения достоверных данных о структуре поверхности естественного спутника Земли.
При создании СУ данной ракеты нашим Главным было принято решение сосредоточить командную и управляющую аппаратуру компактно в виде отдельного контейнера И100.
Выполняя жесткие требования Королёва по уменьшению веса всех систем ракеты, Пилюгин создал специальную лабораторию по разработке командного прибора на базе поплавковых гироскопов, обладавших меньшим весом и хорошей точностью, что позволило ему сосредоточить в своих руках всю систему управления ракеты-носителя в целом.
Одновременно под руководством Пилюгина Н.А. взамен тяжёлых аналоговых систем регулирования кажущейся скорости (РКС) и автомата управления дальностью (АУД) были впервые разработаны и применены лёгкие и более точные системы, выполненные на основе электронной счётнорешающей аппаратуры, положившие начало использованию ЭВМ в ракетнокосмической технике.
К 1963 году напряжённая работа на нашем стенде и в контрольноиспытательной станции (КИС) ОКБ-1, подчас без выходных дней и в 2-3 смены, обеспечила начало летных испытаний. С первым пуском, состоявшемся 4 января 1963 года, началась долгая дорога к Луне. Большое количество смежных систем, сложность их взаимодействия, новизна многих конструкторских решений создали огромные технические и организационные трудности в осуществлении Лунного проекта. В течение трёх лет проводились сложнейшие испытания на стенде, в КИСе и на полигоне, подготовка и выполнение пусков, а также, увы, работа в аварийных комиссиях.
13 пусков и 12 аварий - вот тот тернистый путь, по которому пришлось пройти, прежде чем 3 февраля 1966 года были получены снимки лунной поверхности с места посадки станции «Луна 9». Об этом подробно рассказал в своей многотомной книге «Ракеты и люди» заместитель Главного конструктора (Королёва С.П.) Черток Б.Е.
Вернусь, однако, назад, к началу пути. В течение 1963 г. было три аварийных запуска ракеты-носителя Е6: из-за невключения двигательной установки (ДУ) 4-0Й ступени, вследствие заводской ошибки при угловой установке стабилизатора курса и тангажа (СКТ) в приборе И100 и по причине отказа системы астронавигации (САН). По результатам исследования причин неудач были проведены доработки в аппаратуре СУ нашей фирмы и у смежников.
Одновременно с Лунной программой мне пришлось участвовать в работах по запускам на «семёрке» спутников-разведчиков «Зенит», метеоспутников «Метеор», научных спутников «Электрон», а также истребителей спутников (ИС) разработки Главного конструктора В.Н. Челомея.
В июле 1963 года произошла авария первой ступени ракеты Р7 из-за выключения двигателя одного из боковых блоков. Ракета упала на старт и вывела его из строя. По данным телеметрии причиной аварии стало нештатное обесточивание СУ бокового блока. Аварийная комиссия направила меня и нашего военпреда капитана Рожина Н.Н. в Ленинград на завод «Красная Заря» для исследования причин отказа дистанционного переключателя питания ДП-l О, приведшего к аварии. И опять я добрым словом вспомнил свою академию. Знания, полученные на лекциях полковника Нагорского, помогли мне в процессе исследования выявить возможность отказа ДП -1О при определенных частотах и амплитудах вибро- и ударных нагрузок. Нами было предложено блокировать включенный ДП-l О, и запуски ракеты Р7 были продолжены.
В сентябре 1963 года приказом Пилюгина Н.А. я был назначен начальником лаборатории. Теперь мне пришлось принимать участие в испытаниях всех типов «семёрки», в том числе и в запусках кораблей на Марс, Венеру, спутника телесвязи «Молния» и Космического корабля с экипажем на борту.
В 1964 году произошли два аварийных лунных пуска, и потому остро встал вопрос о работоспособности электромашинного преобразователя тока ПТ500 разработки Главного конструктора ВНИИЭМ Иосифьяна А.Г. Хотя, по мнению разработчика, в этом были виноваты потребители энергии СУ конструкции Пилюгина.
Были проведены многомесячные электроиспытания на стенде СУ с участием военпреда капитана Ларина И.Д. и представителя ГУКОСа майора Панченко Е.И. При организации этих испытаний я не раз обращался за помощью к лекциям майора Г. Панасюка. Но, несмотря на все наши усилия, однозначного ответа испытания не дали. Для контроля за работой ПТ500 в полете нашим Главным было принято решение о введении дополнительного телеметрического датчика, а для подтверждения работоспособности аппаратуры СУ вводилась вибропроверка контейнера Иl 00 во время наземных комплексных испытаний.
В октябре 1964 года и марте 1965 года мне довелось участвовать в выведении на орбиту корабля «Восход-l» с экипажем из трёх космонавтов, командиром которого был выпускник 2-го факультета ВВИА Комаров В.М., и корабля «Восход-2», на котором был впервые осуществлен выход космонавта Леонова А. в открытый космос.
Неудачный пуск ракеты Е6 в марте 1965 года снова заставил вернуться к проблеме преобразователя тока ПТ500. На этот раз по результатам анализа телеметрических данных нам стало ясно, что в аварии виноват именно прибор ПТ500. ДЛЯ подтверждения нашей версии о самоторможении ПТ500 на заводе было изготовлено придуманное нами специальное тормозное устройство (вот когда пригодились черчение и начертательная геометрия!), использование которого позволило полностью воспроизвести полётную картину аварии. Но Иосифьян продолжал упорствовать. Чтобы не подогревать «войну» с ВНИИЭМ Пилюгин принял решение о замене ПТ500 на два ПТ200, и больше вопросов по питанию переменным током не возникало.
В апреле 1965 года после неудачного пуска ракеты 8К78-Е6, вызванного отказом двигательной установки третьей ступени (блок «И»), была создана аварийная комиссия. Участвуя в её работе, я с благодарностью вспоминал подполковника Майзеля из академии Жуковского, который дал нам знания основных характеристик реактивных двигателей, что помогло мне в совместной с двигателистами работе отстоять невиновность нашей СУ в этой аварии.
Для срочной подготовки к пуску очередного изделия Е6 наша бригада была оставлена на полигоне. К ЗО-му апреля основные работы по испытаниям на технической позиции (ТП) всех систем ракеты были успешно закончены. Исходя из данных астрономии, была назначена дата пуска на 9 мая 1965 года. На оставшееся время было принято решение вывезти экспедицию испытателей в Москву на первомайские праздники. Рейсовых самолётов уже не было, и руководство испытаниями обратилось за помощью к Главкому ВВС. Утром зо-го апреля на аэродроме «Крайний» нас ждал военно-десантный самолёт АН-10, салон которого после нашего размещения стал напоминать караван -сарай. Но мы были рады и такому транспортному средству - летели -то мы домой, к своим родным и близким. Высококлассный экипаж поднял самолёт в воздух. Прошло минут зо полёта, и народ начал привыкать к «десантному салону»: кто-то решил вздремнуть, другие надумали почитать, а какая-то часть пассажиров стала обсуждать результаты последних испытаний. И в это время по громкой связи лётчики передали сообщение из Москвы, что у одного из летевших с нами испытателей родился сын. Посыпались поздравления со всех сторон. Вслед за языками развязались командировочные сумки, в которых «вдруг» оказался неизрасходованный до конца на промывку аппаратуры спирт. Отсутствовавшие столики тут же были заменены чемоданами, на которых гурьбой разместились кружки, стаканы и даже крышки от термосов, а также горка захваченных с собой бутербродов. Вот так на высоте 1О км мы отметили пополнение в семье нашего товарища.
Очередной пуск ракеты Е6 в мае 1965 года вновь заставил всех нервничать. Вроде бы сам пуск, назначенный на 9 мая, день Победы, прошёл удачно, и меня вместе с начальником отдела радистов отправили самолётом с космического полигона в Симферополь на Научно-исследовательский полигон НИП-1О, откуда производилось радиоуправление полетом Е6. С нами летел и Сергей Павлович Королёв. Видимо, вспомнив свою молодость, он почти всё время полёта пробыл в кабине у лётчиков. Из-за плохой погоды в Симферополе наш самолёт посадили на военный аэродром города Саки. Вследствие этого сложилась такая ситуация, что мы опаздывали на сеанс коррекции орбиты. Тогда Королёв с командного пункта аэродрома связался с министром ГВФ и добился разрешения на вылет в Симферополь под свою ответственность. Лётчики в авиаотряде ОКБ-1 были первоклассные и, несмотря на сильный дождь, мы нормально приземлились в столице Крыма. Машина полковника Бугаева, командира (НИП-10), привезла нас в часть за час до начала сеанса.
Из доклада местных телеметристов стало известно, что давление и температура в отсеке И100 из-за разгерметизации упали до нуля. На вопрос Королёва, будет ли работать в этих нештатных условиях наш стабилизатор курса и тангажа (СКТ), я ответил положительно. Однако я не учёл, что времени, отведённого по программе на разогрев поплавков до 75°, может не хватить. Что и случилось на сеансе коррекции. Поплавки СКТ на режим не вышли, в результате чего не была обеспечена угловая стабилизация объекта.
СП резко отчитал меня и приказал по в/ч-связи вызвать из Москвы Пилюгина. Вспомнив, что на полигоне мы с радистами неоднократно повторяли сеанс коррекции, я предложил прилетевшему Пилю гину увеличить время прогрева поплавков проведением повторного («ложного») сеанса коррекции перед посадкой на Луну. Главный внимательно выслушал меня, попросил оперативно подсчитать оставшийся запас электроэнергии в бортовой батарее и вышел с этим предложением к Королёву. После совместного обсуждения вопроса обоими Главными необходимое решение было принято. Однако в ходе подготовки к такому сеансу руководитель полёта, видно, не веря в успех, стал высказываться против. Мои доводы на него не подействовали, и тогда я решил доложить об этом Пилюгину, которого нашёл в кабинете Главных. Там же находился и Королёв. Подойдя К Николаю Алексеевичу и наклонившись к нему, я стал тихо рассказывать о своем споре с радистами. И тут услышал голос СП: «Коврижкин, говори громче, я «допущен». Пришлось громко повторить сказанное. Королёв вызвал своего заместителя Чертока Б.Е. и приказал прекратить всякие колебания и проводить намеченный сеанс. Решение оказалось верным - разогрев поплавков прошёл нормально.
Но несчастья наши на этом не кончились. На участке торможения отказала система астронавигации (САН) и произошла «жёсткая» посадка, Т.е. попросту станция разбилась о поверхность Луны.
Хотя «ложная» коррекция подтвердила работоспособность нашей аппаратуры в экстремальных условиях, Королёв ещё не раз напоминал мне при случае об этой истории с СКТ.
В июне 1965 года проводилась подготовка на стартовой позиции девятого запуска Е6. Пуск прошёл без замечаний. Четыре ступени РН отработали нормально, и Королёв дал команду вылететь в Симферополь на НИП-1 О. При проведении сеанса коррекции орбиты телеметрия зафиксировала, что ракетный двигатель проработал до последней капли топлива. Опираясь на знания работы радиопередатчика, полученные на курсе радиотехники, мне удалось доказать радистам, что в наш автомат управления дальностью из-за ошибки радиооператора не была передана поправка расчётного времени выдачи главной команды на выключение маршевого двигателя. Объект Е6 был уведён далеко в сторону от Луны. Когда будущие потомки возьмутся через многие сотни лет «чистить» Космос, они, возможно, найдут наш Лунник и по нему смогут судить об уровне техники середины 20-го века.
В сентябре 1965 года ракета 8К78-Е6 не ушла со старта. В процессе предстартовой подготовки произошло самопроизвольное разарретирование гироскопического датчика регулятора скорости (ДР С) блока «А» 1-0Й ступени РН, разработанного Главным конструктором В.И.Кузнецовым. Получив об этом доклад оператора, Сергей Павлович, обращаясь к Пилюгину, спросил: «Николай, что будем делать?». Николай Алексеевич, подумав минуту, ответил: «Придется отменять пуск». И ракета пошла на «слив» топлива из баков. В гимне испытателей ракет есть такая строчка: «Эх, только б улетела, не дай нам Бог сливать». Этот нелюбимый всеми процесс в моей жизни произошёл впервые. После «слива» Пилюгин направил меня на техническую позицию в лабораторию гироскопии майора Богомолова. Там на макете ДРС, разбираясь с работой гироскопа со смещённым центром масс и вспоминая учебные лабораторные занятия на кафедре генерала Боднера В.А., я обнаружил возможность нештатного срабатывания механизма арретира.
В Москве, у себя на стенде, я решил подробнее изучить этот вопрос.
Через несколько дней мы нашли то единственное положение разарретированного гироскопа, которое и приводит к нештатному его арретированию. Доложили Пилюгину, который тут же созвонился с Кузнецовым. И вот меня и моего сотрудника недоверчиво встречает начальник отдела разработки ДРС и его военпред. Они вскрывают принятый заказчиком прибор, а мы устанавливаем гироскоп в найденное нами положение. Включаем схему, и хозяева удивлённо раскрывают глаза: механизм, действительно, работает нештатно. Пришлось Кузнецову дорабатывать все свои приборы, летавшие до этого без изменений уже много лет.
4 октября 1965 года состоялся нормальный пуск ракеты. Рано утром следующего дня Лапыгин В.Л. (первый заместитель Пилюгина Н.А.) и я вылетели на самолете Ил-14 из Москвы в Симферополь вместе с Королёвым, Келдышем и председателем Госкомиссии генералом Тюлиным. Оставили вещи в гостинице «Украина» и поехали на НИП-I0. Сеанс коррекции траектории прошёл по норме. И вот через два дня идёт сеанс торможения и посадки. Наши гироскопы раскручены и готовы принять стабилизацию объекта от САНа на себя. Но в этот момент САН теряет Землю и блокирует включение двигательной установки. Настроение у всех резко падает. Однако СП сумел сохранить внешнее спокойствие и уверенность в будущем пуске.
Несмотря на неудачу, Королёв С.П. вечером, для поднятия общего душевного настроения, организовал в военной столовой небольшой приём. Атмосфера ужина была очень доброжелательная. Тосты перемежались с дружескими подшучиваниями и рассказами весёлых историй. Для меня было открытием, что все эти Главные были простыми в своих отношениях людьми, хотя до этого в процессе работы я не раз наблюдал довольно жёсткие схватки между ними.
3 декабря 1965 года был произведён последний пуск ракеты с участием Королёва С.П. На полигоне в бункере 10-й площадки за пультами собрались: начальник лаборатории полигона капитан Соколов в.г. (ставший впоследствии в звании генерал-лейтенанта Главным инженером ГУКОСа), оператор старший лейтенант Шумилин А.А. (будущий генерал и начальник полигона), заместитель С.П.Королёва -Шабаров Е.В., Ростокина И.А., Лапыгин В.Л. и я со своим сотрудником - капитан-лейтенантом запаса Ершовым В.Я. По 15-ти минутной готовности со старта приехали Королёв и начальник l-го управления полигона полковник Кириллов. Идёт набор стартовой готовности. Есть команда «контакт подъема» (КП), и ракета взлетает. Как обычно Королёв, уже давно бросивший курить, просит сигарету и молча окутывается дымом.
Приходит телеинформация, что 4-я ступень отработала нормально, и Е6 летит к Луне. 4 декабря рано утром полным составом улетаем в Симферополь. Все уже устали от предыдущих аварий и надеются, что, наконец-то, повезёт. Сеанс коррекции орбиты прошёл штатно. На начало участка торможения Лапыгин и я ушли из комнаты управления в телеметрическую пультовую, где в темпе приёма шла наша информация. Мы расположились за столом с лентой, на которой печатались 126 дискретных параметров СУ.
За эти три года я научился легко читать данные с ленты и потому непрерывно комментировал Лапыгину ход работы СУ по циклограмме полёта. До метки Т8 (команда на наддув мешков амортизатора автоматической лунной станции (АЛС)) параметры СУ по угловому положению объекта были в норме. За меткой Т8 ситуация резко изменилась. Наши параметры зафиксировали закрутку объекта Е6 по всем трём осям угловой стабилизации. Анализируя параметры силовой стабилизации нашего СКТ, я сумел рассчитать, что скорость вращения составила 12 градусов в секунду, которую мог вызвать только большой возмущающий момент.
На состоявшемся после этого заседании Госкомиссии царила неразбериха. Никто не понимал, почему произошла потеря угловой стабилизации. Опираясь на свои расчёты, я высказал мнение, что потеря стабилизации связана с наддувом амортизатора станции. И тут же услышал от сердитого Королёва: «Коврижкин, не лезь в чужие дела, лучше занимайся своими гироскопами».
Последующие испытания, проведенные в ОКБ-1, подтвердили и уточнили мою версию. Сломавшийся при наддуве кронштейн лепестковой антенны проткнул амортизатор, что и вызвало появление возмущающего момента, с которым не справились ракетные двигатели малой тяги системы САН.
На следующий день в расстроенных чувствах все улетели в Москву.
Больше Королёва С.П. я уже не видел. 14 января 1966 года он ушёл из жизни. Это была невосполнимая потеря для всех. В Москве я узнал, что, стремясь сосредоточиться на полётах человека в Космос, ОКБ-1 подключило к теме Е6 завод имени Лавочкина во главе с Главным конструктором Бабакиным Г.Н.
31 января 1966 года была предпринята очередная, уже 13-я попытка посадить АЛС на Луну. Теперь работа проходила под руководством Бабакина. К этому времени на стартовой позиции была введена автоматическая регулировка частоты нашего датчика РКС. Стартовав в штатном режиме, ракета 8К78 точно вывела объект Е6 на орбиту полёта к Луне, и наша группа, как всегда, вылетела из Тюра-Тама в Симферополь. После выполнения успешного сеанса коррекции орбиты, на заседании Госкомиссии, Бабакин Г.Н., к нашему удивлению, вдруг высказал сомнение в удачной посадке на Луну, сославшись на якобы отрицательные результаты своих односторонних испытаний нашего датчика РКС. Тогда Лапыгин В.Л., обращаясь к Президенту Академии Наук СССР Келдышу М.В, на большой школьной доске стал матема-тически описывать алгоритм работы и испытаний систем РКС и А У Д (регулирования скорости и управления дальностью полёта ракеты). Исписав всю доску уравнениями и подставив в конечный результат цифровые данные, он убедительно доказал высокую работоспособность наших систем, что было признано Госкомиссией.
И вот, 3-го февраля, в соответствии с программой полёта, начинается сеанс торможения и посадки. Как обычно, наше рабочее место находится в помещении у телеметристов. В пультовой стоит напряжённая тишина, лишь слышится шуршание выползающей из телеметрического аппарата ленты с нашими параметрами. Лапыгин садится рядом и просит меня постоянно сообщать ему результаты работы СУ.
Вслух читаю данные на ленте: проходим аварийную в прошлый раз метку Т8. Параметры силовой стабилизации СКТ и угловое положение объекта Е6 в норме. Мы облегченно вздыхаем и ждём включения тормозной двигательной установки ДУ, которое должно произойти по команде от радиовысотомера на расстоянии 75 км от лунной поверхности. По-прежнему не отрываю взгляд от ползущей ленты. Напряжение в душе нарастает. И вот появился параметр команды запуска ДУ. Вздрогнувшие было угловые параметры объекта, быстро возвращаются в ноль. Значит, ДУ вышла на режим. Несмотря на сомнения Бабакина, система РКС работает нормально. Теперь надо ждать команду на выключение двигателя от системы АУД, которая должна произойти на расстоянии нескольких метров от Луны. Напряжённо тянутся последние десятки секунд полёта, и вот, наконец, приходит главная команда на выключение ДУ. Практически сразу телеметрическая лента пустеет. Это означает, что произошло отделение блока лунной станции. Всё в порядке! Полёт окончен, станция на Луне! Вокруг все кричат УРА!.
Несколько успокоившись, мы пошли в группу управления, где собралось уже всё руководство. Все ждут сообщений о работе станции. Проходят томительные минуты и по громкой связи объявляют: «Есть сигнал, идёт картинка лунной поверхности». Начинаются шумные поздравления. Наконец-то закончена эта долгая дорога на Луну. На следующий день по радио прозвучал торжественный голос Левитана: ««Луна 9» на Луне», а мы, усталые, но довольные, вылетели в Москву.
Первый искусственный спутник Луны
Приняв участие в лунной работе, Бабакин Г .Н. сделал следующий шаг в освоении и изучении Луны. Его предприятие на базе изделия 8К78-Е6 разработало вариант создания спутника Луны, который должен был проводить научные исследования окололунного пространства.
К этому времени фирма Бабакина Г .П. получила в своё распоряжение на полигоне «Байконур» З l-ую площадку с монтажно-испытательным корпусом (МИК) и стартовое сооружение. В этих помещениях наш АП смонтировал собственное наземно-испытательное и пусковое оборудование для Е6 вместе с наземными источниками питания разработки завода «Прожектор», где руководителем военной приемки был мой однокурсник Ю. Левченков.
На предприятии Бабакина Г.П. в подмосковных Химках было изготовлено новое изделие 8К78-Е6С, которое после тщательной проверки в КИСе было отправлено на техническую позицию в в/ч 11284.
Испытания на технической позиции (ТП) прошли без замечаний, и изделие вывезли на стартовую позицию (СП). З1 марта 1966 года был осуществлён успешный запуск ракеты-носителя. С кораблей, стоявших в Атлантике, пришло сообщение о выведении объекта Е6С на траекторию полёта к Луне, и наша бригада, как обычно, отправилась, теперь уже вместе с Бабакиным Г.П., в Крым для участия в работах на НИП-I0. Сеансы коррекции траектории и торможения для перехода аппарата на Лунную орбиту прошли в соответствии с расчетными данными баллистиков НИИ-4.
З апреля 1966 года произошло отделение от силовых блоков лунной станции, получившей название «Луна 1О». Она и стала первым, созданным руками человека, спутником Луны. В Москве в это время проходил ХХIII съезд КПСС. В духе того времени, в качестве приветствия от работников космической отрасли, с лунного спутника по радио была передана мелодия партийного гимна «Интернационал».
в апреле 1966 года моя лаборатория, выполняя решение Пилюгина Н.А., передала аппаратуру стенда и документацию по испытаниям ракеты 8К78-Е6 представителям КБ «Салют». Испытания очередного изделия Е6С на полигоне были назначены на август. Директор КБ «Салют» Никитин Н.П. попросил Пилюгина Н.А. направить меня на полигон техническим консультантом.
На полигоне у меня произошла неожиданная встреча. Военпредом на предприятии Никитина Н.П. оказался мой знакомый с 4-го факультета Джугашвили Евгений Яковлевич, внук Сталина, с которым я не виделся шесть лет. Целый вечер мы посвятили воспоминаниям о нашей курсантской жизни в «общежитии казарменного типа» ЗО-го корпуса Академии, делились сведениями о судьбе товарищей, вспоминали наших преподавателей и командиров. Через два десятилетия я встретил Евгения в Москве уже в звании пол-
ковника. За это время он сменил профессию, защитил диссертацию и работал в военно-историческом отделе Генштаба. После развала Советского Союза Джугашвили Е.Я. демобилизовался и уехал в Грузию.
Пуск ракеты 24 августа 1966 года прошёл без замечаний, и через три дня полета станция под названием «Луна 11» была выведена на орбиту спутника Луны. Была продолжена отработка систем управления спутником в различных режимах полёта на орбите.
Ещё дважды мне пришлось участвовать в работах КБ Никитина Н.П. с изделием 8К78-Е6, в октябре и декабре этого же года.
В октябре 1966 года на орбиту спутника была выведена станция «Луна 12», с борта которой производилась фотосъемка лунной поверхности с малых высот. А в декабре 1966 года отправили в полёт станцию «Луна 13», которая передала на Землю панорамную картину с нового места посадки и провела исследование Лунного грунта. На этом моё участие в работах КБ «Салют» закончилось.
P.S.
Впоследствии мне довелось участвовать в создании и отработке системы управления и натурных испытаниях головного блока для ракеты Нl, в проведении полного цикла проверок в КИСе ОКБ-l лунного посадочного корабля, в отработке и лётных испытаниях СУ экспериментального изделия, предназначенного для про верки в космосе работы ДУ лунного корабля.
В связи с несколькими авариями ДУ тема НI-Л3 была закрыта. Я стал заниматься отработкой и лётными испытаниями СУ спускаемых аппаратов корабля «Марс» 71 и 73 годов, достигших поверхности планеты Марс и передавших на Землю параметры марсианской атмосферы, а затем разгонным блоком дм ракеты «Протон». С помощью этого РБ в 1974-1986 годах были выведены на орбиты более 70-ти различных спутников Земли.
С 1980 года уже в должности ведущего конструктора участвовал в интересной работе по созданию и испытаниям СУ корабля «Буран»-IЛ, где вернулся в забытый самолётный мир с его элеронами, элевонами, рулём высоты, гидросистемой управления шасси, посадкой по глиссаде с помощью радиомаяков. Для этого корабля в АП была разработана СУ с тремя СКТ, обеспечивавшими угловую стабилизацию в полёте, и счетверённая схема центральной и периферийной цифровой вычислительной машины, осуществлявшей надёжное управление всеми ракетными и самолётными системами. Отработка СУ сначала велась на летающей лаборатории ТУ -154, а затем на экспериментальном корабле БТС-002 с участием летчика-испытателя космонавта Волка .
Выведенный 15 ноября 1988 года с помощью ракеты «Энергия» на орбиту корабль «Буран»-IЛ, после автономного полёта вокруг Земли, блестяще совершил автоматическую посадку на аэродроме космодрома «Байконур» с ошибкой всего в 5 метров от осевой линии посадочной полосы. Потом был построен корабль «Буран»-2Л, прошедший испытания в КИСе и на ТП, для которого АП дополнительно разработал новые системы управления такими блоками: электрохимическим генератором, работавшим на жидком кислороде и водороде; отсеком полезного груза и бортовыми манипуляторами. Кроме того, создал систему астронавигации телевизионного типа.
«Буран»-2Л уже должен был уйти в полёт с космонавтами на борту.
Однако в мае 1993 года было прекращено финансирование работ по готовому к полёту кораблю, и он остался «ржаветь» на земле, а затем погиб под обломками рухнувшей крыши монтажного испытательного корпуса на ТП.
После этого я принимал участие в разработке и испытаниях СУ и ныне безотказно летающих разгонных блоков: «Фрегат» и ДМSL для РН «Союз» и для РН «Зенит» в «морском» и «наземном» вариантах.
Оценивая свой 50-летний трудовой путь, вижу, как много мне дали преподаватели и командиры нашей АЛЬМА-МАТЕР - Военно-Воздушной орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённой инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и горжусь тем, что я являюсь выпускником этого знаменитого на весь мир учебного заведения. И мне очень горько и больно сознавать, что после стольких лет служения Отечеству, сегодняшняя власть фактически уничтожила созданную великим Н.Е. Жуковским академию, воспитавшую высококлассные инженерные кадры для могучей русской авиации.
С большим теплом вспоминаю годы учёбы, дружеские отношения офицерского и курсантского состава нашего курса, строгое, но заботливое отношение давших нам знания преподавателей.